Объяснения Махмуда Реды на мастер-классе в Москве:
Все балансировки тростью - на плече, голове, кисти - не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому
он относит эти элементы к ракс аль асайя. В постановке сугубо традиционного саиди они
нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к
фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями.
Кроме того, мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам -
ведь обувь в народной египетской культуре была - и остается - предметом гордости. А вот
женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки
- они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины.
Иными словами, прыгать им лениво , поэтому они вместо прыжков используют акценты на пятки.
Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского - воинственна и собрана.
Мадам Фарида Фахми уделяла больше внимания обращению с тростью. По ее словам, любое
"елозенье" тростью по животу, груди, бокам воспринимается арабами как непристойность - асайя
в этом случае превращается в фаллический символ, а весь танец танцовщицы - фактически в
"имитацию полового акта" (слова мадам Фахми). В фольклоре это недопустимо. В принципе на
сцене тоже, но Фарида констатировала, что, к сожалению, сейчас танцовщицы ракс аль асайя
забывают о приличиях все чаще. Поэтому в фольклорном саиди никаких балансов на груди, на
бедре, на животе, между грудями (как это тоже можно видеть) нельзя допускать. Трость должна
быть на достойном расстоянии от тела.
Еще Фарида Фахми рассказала, что не стоит в дуэтах использовать популярный баланс "живот в
живот", когда трость упирается в животы танцовщиц, стоящих друг против друга - это
воспринимается в арабской культуре как порнография, а вовсе не как удачный трюк...
И еще Махмуд Реда и Фарида Фахми сказали, что самое срашное в танце - это уронить трость: это
все равно, что с танцора упали трусы . поэтому они посоветовали много репетировать, прежде
чем выходить на сцену с асайей.
если женщина берет для танца не асайю, а тахтиб - это уж точно сценическое шоу и к фольклору
не имеет отношения.
в фольклорном саиди почти нет трясок. "шимми", как называет тряски Фарида Фахми, вообще в
египетском фольклоре традиционно не используются - ведь фольклорные танцы это публичные танцы
народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами.
Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без "колыхания".
правда, в постановке, которую давал Махмуд Реда, была тряска, но очень короткая, всего на два
счета.
диафрагмальная тряска вообще не используется в саиди.
Вообще Фарида Фахми говорит, что в фольклоре следует избегать синтеза разных движений в
одном. иными словами, будьте проще и в технике и в хореографии, без сценических наворотов -
тогда это будет фольклор. все движения шире и размереннее, чем в классическом ракс шарки,
больше на стопе, чем на полупальцах.